“ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛИЗМ?” — спрашиваешь сам себя после событий 14 октября, происходивших в день Покрова Богородицы, праздника, присвоенного бандеровцами. Некоторые считают его любовью к Родине. А мне кажется, это прежде всего ограниченность. На признание в любви к Родине я нечаянно наткнулся на сайте «Вся Беларусь» в письме студентки факультета международной журналистики МГИМО Александры Датий из Кишинева:
«Очень многим, рожденным за границами России в годы распада СССР, никогда не достанется национальности и фактической родины, совпадающей с духовной. Теперь я знаю, что «русскость» — это не паспорт и не гонор, а состояние души. Россия стала для меня вопросом, притом очень личным, и кажется, мне понадобится много времени на то, чтобы объять ее суть и широту. А пока я просто наслаждаюсь тем, что учиться, дружить и любить гораздо проще на том языке, на котором снятся сны».
От себя добавлю: это еще ощущение родства с совершенно незнакомыми тебе людьми. Причем живущими не только ныне, но и давным-давно. Даже с былинным богатырем Ильей Муромцем, День почитания которого отмечается 11 октября. А почитается он как народный заступник, историческое лицо, жившее около 1188 года.
ПАТРИОТИЗМ – это еще и гордость за прошлое твоей Родины. 10 октября 1812 года Наполеон отдал приказ взорвать Кремль. После победного шествия по Европе французского императора влекли богатые русские земли. Он направил свои войска к Москве, понимая, что именно этот город был сердцем великой державы. Он знал, что именно покорение Москвы будет означать покорение всей Руси. Первопрестольная представляла собой печальное зрелище. Многие коренные жители, уходя, поджигали дома и скарб, который невозможно было вывезти. Дело довершили сами завоеватели. Дома, храмы, монастыри были разграблены, разрушены. Уцелело менее трети зданий, погибли тысячи москвичей, не захотевших или не успевших покинуть город. Несмотря на то, что город был занят неприятелем, Москва не сдалась. Это не было поражением…
МОСКВА оказалась ловушкой, капканом для врага.
Принеся себя в жертву, которую многие не могли простить главнокомандующему русской армии, Москва спасла Россию. 7 октября наполеоновская армия начала уходить из города, 11 октября французы взорвали Никольскую водовзводную башню, арсенал, звонницу колокольни Ивана Великого. Возможно, им удалось бы причинить Москве еще больше вреда, но передовые части русской армии уже входили в город через Тверскую заставу.
Покинув Москву, Наполеон стремился отвести армию на юг, к крупным складам продовольствия и фуража. Его главные силы двинулись к Малоярославцу. Русской армии была поставлена задача не допустить этого, и 10 октября дорогу французам перегородили войска 6-го корпуса Дохтурова и 1-й кавалерийский корпус. 11 октября из Тарутино к Малоярославцу двинулись главные силы под командованием Кутузова. В тот же день город был занят французами, а на следующий день освобожден войсками 6-го корпуса. По мере подхода новых и новых частей французской и русской армий бои за город вспыхивали с новой силой, в ходе сражения он много раз переходил из рук в руки. В боях участвовало с обеих сторон до 26 тысяч воинов. Потери французов составили пять тысяч, русских — три тысячи человек. 14 октября Наполеон приказал своей армии отойти к Смоленску.
Император потерпел поражение, несмотря на то, что был баловнем судьбы. 12 октября 1809 года во время франко-австрийских переговоров Наполеон производит смотр своей гвардии. К императору, сидевшему на лошади, пробрался хорошо одетый молодой человек с прошением в левой руке. Его схватили раньше, чем он успел выхватить длинный острый кинжал. Арестованный оказался саксонским студентом Штапсом из Наумбурга.
— За что вы хотели убить меня? — спросил император.
— Я считаю, что пока вы живы, ваше величество, моя родина и весь мир не будут знать свободы и покоя.
— А что вы сделаете, если я вас отпущу сейчас на свободу? Будете ли опять пытаться убить меня?
Штапс долго молчал, прежде чем ответить: «Буду, ваше величество». Наполеон молча вышел в глубокой задумчивости. Вечером состоялся военно-полевой суд, и на следующий день Штапс был расстрелян. Распространять информацию о происшедшем было запрещено...
ИСТОРИЯ часто повторяется, в особенности самые трагические моменты. 7 октября 1941 года после окружения советских войск под Брянском и Вязьмой путь на Москву оказался открытым. В окружение попали четыре армии Западного и Резервного фронтов и две армии Брянского фронта. В плену оказалось 663 тысячи человек. 8 октября составлялись списки предприятий Москвы для минирования. 12 октября Государственный Комитет Обороны принял постановление о создании Московской зоны обороны, и началось ее сооружение. 15 октября, после того как немецкие войска подошли к Москве на расстояние 100 километров, было издано распоряжение о переезде советского правительства в Куйбышев, а сам Сталин остался в столице. И Москва вновь выстояла…
Хорошо в народе сказано о нашем единстве: Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова…