Сегодня все громче звучат голоса людей, уставших от постоянного напряжения между «двумя Украинами», постоянных провокаций со стороны России, это напряжение инспирирующей и поддерживающей идеологически и материально. Поэтому за борьбой «двух Украин» стоит, в первую очередь, противостояние России и Европы как автократического и демократического миров. Это «столкновение цивилизаций», если прибегнуть к известному термину Семюеля Хантингтона. Поэтому это разделение между «двумя Украинами» — зеркало страха России перед Европой, перед возможностью приближения свободы к своим границам, — свободы, воспринимающейся исключительно как угроза имперской форме российской государственности. И этой проблеме столько же лет, сколько и самой России.
Раздраженную усталость некоторых интеллектуалов, говорящих — подальше от этой советской Украины (а, следовательно, и просто НЕ-Украины), — можно понять. Полностью самоочевидно, что сугубо на электоральном уровне избавиться от Донецкой области, Луганщины и Крыма значит резко «выпрямить» электоральные ориентации Украины в сторону Европы, избавиться от постоянного балласта провокаций, получить реальный шанс на европейскую интеграцию. И в целом для украинского менталитета, не обремененного имперскими амбициями, такой путь приемлем. Представляете, проснуться утром и не слышать больше о тех или иных экстремистских движениях, обо всех этих «единых отечествах» и евразийской паранойе, о «георгиевских ленточках», которыми русские патриоты завязывают даже ботинки. Прекратились бы дискуссии о языке: в европейской Украине все бы знали язык как государственный, так и английский, и каждый бы разговаривал на своем родном языке, не имея возможности делать из него инструмент провокации. Не интересовали бы нас больше филологические загадки «предварительного языка» местных власть имущих, не имеющего ничего общего ни с русским, ни с украинским языком. Жили бы мы реальными проблемами Европы, оставив далеко за плечами чадный газ русско-малороссийских идеологем.
Но разделение Украины на европейскую и советско-российскую — это реалии нашей жизни. Это разделение историческое, которое можно зафиксировать и проанализировать и в макрорегиональных и в макрокатегориальных терминах.
И все же вопрос более глубокий и более сложный. В отличие от России, цивилизованная европейская Украина все же должна мыслить категориями не территории, а Родины. И здесь есть три крайне важных момента — и это моменты не столько политические, сколько этические.
Первый момент — это ответственность перед людьми европейской ориентации, живущими на просторах Восточной и Южной Украины. Это, конечно, и украинцы, которых преследуют в Крыму, которые чувствуют себя не дома везде в Восточной Украине. Но это также и евреи, — на каком бы языке они не разговаривали, и татары, и другие национальности. Конечно, цивилизованный татарин-мусульманин, владеющий и татарским, и украинским, и русским, по своим культурным параметрам более близок к славянину-украинцу, чем крымский русский (или малоросс), исповедующий русский национализм и приписывающий себя к мифической либо «евразийской», либо «православной» цивилизации. Харьковские правозащитники еврейской национальности, возможно, русскоязычные в быту, принадлежат к европейской Украине, а харьковских руководителей, блестящих специалистов суржика и мата, кем бы они не были по национальности, спокойно можно оставить «братской» России, если именно в таких кадрах она нуждается. И это не имеет ничего общего с «судетскими синдромами» России. Это этически императивное внимание к комплексной картине украинского культурного универсума, исторически основанного на плюрализме культур, языков и религий. Украина не стремиться отвоевать милитарно чужое пространство, как Россия, но настаивает на своем праве вернуть себе собственное пространство инструментами культуры.
Второй момент — это необходимость реалистичного взгляда на посттоталитарную реальность. Если бы можно было легко отсечь политическими ножницами «Восток» от «Запада», было бы значительно проще. Скажем так: Запад полностью цивилизован, а Восток полностью нецивилизован. Конечно, разница между «двумя Украинами» огромна. Да, Восток и Юг в основе своей являются антиевропейскими и антидемократическими реальностями. В Западной Украине значительно глубже проведена идентичность людей, неизмеримо более высока культура исторической памяти и культура общения между людьми.
( Read more... )