varjag_2007: (Тайна)
[personal profile] varjag_2007

Союз с Украиной. Влияние Киева

Антипольское восстание на Украине, завершилось Переяславской Радой 1654 г. - Россия и Украина стали единым государством. Имея в виду Украину, А.Тойнби указывает, что в ходе борьбы России удалось вернуть под свой суверенитет земли, которые долгие годы находились под западным правлением. Однако военные и политические победы еще не гарантировали возвращения этих территорий в лоно былой культуры. Более того, благодаря последовательной пропаганде западной культуры даже внутренние земли Московии начали подвергаться вестернизации. Некоторые западные исследователи считают, что Киев стал своего рода троянским конем Запада, подготовившим в России почву для реформ Петра.

 

Воссоединение повлияло на отношение Москвы к Западу. Во-первых, оно сразу ослабило влияние Польши и затормозило развитие католических тенденций на Украине. Во-вторых, вхождение Киева в состав России имело для нее немалое цивилизационное значение. С вхождением Киева в состав Российского государства на Москву начал действовать западный опыт Киева. Особенно проявила себя Киевская духовная семинария, уже имевшей разветвленные связи с Западом. Ее представители уже в XVII в. учились в Германии и Италии, они поддерживали на Западе контакты как с протестантами, так и с католиками. Благодаря киевским богословам впервые на русской земле прочитали труды Фомы Аквинского и других западных мыслителей.

Вызванные с 1650 г. в Москву из Киева два ученых монаха Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский - осуществили перевод нескольких книг с греческого и латинского. Они собрали вокруг себя грамотных московских людей, предоставили им книги, представляющие существенно важные достижения западной цивилизации: части истории Фукидида, географию Европы и Азии, описание казни английского короля Карла I, труды по воспитанию детей и учебники анатомии, сборники работ целого ряда греческих и латинских авторов. Показательно, что основными заказчиками этих переводов были царский дворец и Посольский указ.

В Московии появились люди, которые жаловались на то, что в молодости не получили образования. Этих людей становилось все больше и больше и они по необходимости должны были прийти к мысли об образовании своих детей, чтобы те впоследствие не жаловались. Недобранные в младом возрасте знания приходилось приобретать у иностранцев, а признание чужого превосходства вызывало у русских естественнон неприятие. Прибывший с берегов Адриатики ученый серб и славянский патриот Юрий Крижанич, после знакомства с Русью пытался объяснить Западу, что московитяне являются ни еретиками, ни схизматиками, это простодушные люди, введенные в заблуждение греками (при этом он признавал великую культурную традицию греков). Поляки, по его мнению, были слабы излишней верой в иностранцев, а русские - презрением к ним. Обращаясь к московскому царю, он писал: Чехи, а недавно и ляхи (поляки. - А.У.) впали в одинаковое с задунайцами окаянство. Ибо, хотя ляхи и хвастают обманчивою тению государства и своим своевольством, однако дело известное, что сами они не могут избавиться от своих бед и позора.

Русских он призывал осуществить просвещение народа посредством сбрасывания с шеи немецкого ярма - начало многовековой русской традиции. Немцам Крижанич ставил в вину страсть к новшествам, а грекам - презрение к учению. В обширном сочинении Политические думы Крижанич говрит о необходимости преобразований, введения наук и вместе с тем старается возбудить самую сильную недоверчивость, ненависть к людям, от которых можно было бы заимствовать науку, почерпнуть средства к выводу России из ее печального состояния ненависти к иностранцам. Крижанич, пожалуй, первым с такой силой излагал мысли, вариациям которых в русской истории в дальнейшем не будет конца.

Русский царь читал сочинения Крижанича, в которых тот пытался ответить на всеобщий вопрос, почему страны Запада столь могущественны. Англия и Нидерланды потому богаты, что там разумы у народа хитры, морские пристанища и торги отличные, цветет всякое ремесло, земледелие и обширная морская торговля; еще славнее и счастливее бывает государство, когда в нем при этом и законы хороши, как, например, во Франции. Россия же заперта для торговли, население косно, ремесло не поощряется. Громадные расстояния и отсутствие просвещения, особенно исторических знаний, отбрасывают ее назад, процветает лень, пьянство и расточительство. В отношении подчиненных проявляется жестокость, в народе нет бодрости, он не может защитить свое достоинство. Самое великое национальное несчастье неумеренность, неумение средним путем ходить но все по окраинам и пропастям. Кабаки, откупщики и доносчики мешают развитию страны. Люди, привыкшие все делать тайком, как воры, со страхом, с обманом, забывают честь, становятся трусливы на войне, делаются склонны ко всякой нелюдскости, нескромности и нечистоте; не умеют они ценить чести, не умеют делать различия между людьми. Весьма злободневный анализ. Крижанич был первым подлинным западником,он вдохновлялся идеей подъема всех славян, живущих вокруг Днепра, он воспринимал русский мир с уважением и симпатией, что имеет непреходящую важность во всех многовековых попытках российской модернизации. Задача культурной трансформации России посредством знакомства с Западом была поставлена во всей полноте.

С.М.Соловьев подчеркивает, что этого серба нельзя заподозрить в злорадстве относительно язв древней России. Относясь с уважением и симпатией к величайшей славянской стране, Крижанич убеждал русских людей умело заимствовать плоды цивилизации у иностранцев. Нужно, чтобы русские люди перескочили несколько веков, от низшей степени образованности к самой высшей, из детства к полной возмужалости; но народы скачут таким образом только под перьями теоретиков, не хотящих знать истории, действительности. Реальность всегда заземленнее, мучительнее, долговременнее. Равно как печальной оказалась судьба просветителя и обличителя. Напор его критики оценен был не по достоинству - он был сослан в 1661 г. в Сибирь и освобожден много лет спустя лишь царем Федором. Трудами таких подвижников, как Крижанич, идея обновления Руси постепенно приобретала популярность. В 1680 г. царь Федор одобрил основание в Москве академии.

Благочестие против вестернизма

В той своеобразной, удивительной России XVII в. в пределах одного народа вызревают две общественные парадигмы - исконное благочестие и ранний, первоначальный вестернизм. Они сразу же вступили в свою отныне нескончаемую внутреннюю войну. В феврале 1656 г. патриарх Никон начал кампанию гонений на игры и увеселения, на веселые иконы, созданные под западным влиянием. Но царь не поддержал Никона в его борьбе за древние нравы московитов (что грозило возвышением церковной власти над властью светской), а выступил на стороне его противников, благодаря чему появились предпосылки поворота к Западу. С падением Никона потерпела крах идея о собственном религиозном вожде на Руси, аналогичном по положению и функциям римскому папе. Россия перестала возводить религиозный заслон на своих западных границах, что явилось одной из предпосылок прихода западника Петра.

Имеет под собой основание мнение, что с крупномасштабными гонениями на старообрядцев Никон, сам того не зная, предотвратил единственную историческую возможность превращения Руси в государство-нацию. Национализм по крови отныне в русской истории был уже невозможен. Кровнородственные старообрятся оказались более удаленными от власти и национальных проблем, чем инородные по крови иностранцы, принявшие официальное православие. Россия стала тем, во что она превратилась в ходе и результате исторической эволюции мультиэтническим государством, единство которой обеспечивалось не общностью крови, а исторической общностью, единой исторической судьбой. Государственному чиновнику отныне не обязательно было быть русским по крови, если его служение имело пользу для государства, а в религии он присоединялся к конфессии большинства.

В то же время происшедший во второй половине XVII в. раскол русской церкви и освобождение ее от старой византийской традиции объективно готовили Россию к сближению с Западом. Впервые на Руси люди западной ориентации обрели значительный государственный и общественный вес. Обозначились новые духовные ценности. Появилась нерелигиозная живопись, обрела собственные униальные черты литература - проза, драма, поэзия. Ведущий западник Симеон Полоцкий сочинял поэмы и ставил пьесы. Он стал воспитателем детей царя Алексея Михайловича Федора, Софьи и Петра. Учителями великой княжны Софьи были Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, открытые западному влиянию. Полоцкий прославлял тот пафос красоты свершения, который неудержимо овладел его самым энергичным воспитанником Петром. Из исторического далека видно, что царь Петр не смог бы осуществить столь решительный поворот к Западу, если бы тенденция признавать превосходство западного мира не была уже (хотя бы частично) подготовлена.

Результаты изоляции

Обобщим: мировые цивилизации развивались и до подъема Запада. В силу исторических обстоятельств Россия в 1480 - 1690 гг. была изолирована от него, она выработала свой психологический и культурный код. Этот код, зафиксированный, возможно, полнее всего в Домострое, очевидным образом служил прогрессу, в частности, способствовал, смягчению нравов, дошедших до пределов жесткости во времена монгольской неволи. Очевидным стал и материальный прогресс: на Руси появились каменные строения, началось масштабное освоение рек как главных артерий внутреннего сообщения. В то же время монастыри выполняли функцию хранителей духовного опыта, стали распространяться книги. На своих огромных пространствах Россия сумела создать оригинальную, яркую, устойчивую цивилизацию. Здесь невозможно отрицать наличие внутренних сил иначе не понять, как за сто лет можно освоить земли от Урала до Америки. Но опыт, даже общенациональный, был при этом усеченным, односторонним, оторванным от мирового, а значит, и уязвимым (уязвимость такого рода были характерны также для Индии и Китая) Факт западного лидерства уже было невозможно отрицать и изоляционизм здесь не был адекватным ответом. Конечно, в Архангельске в 1553 г. английских послов ждали не индейцы, готовые менять свои земли на бусы, а северные поморы, наследники Новгорода, потомки ратников, остановившие на Чудском озере орден меченосцев. Эти поморы уже ходили на Шпицберген, а их потомки дошли до Тихого океана.

И все же допетровская же Русь значительно отставала от Запада по своим цивилизационным критериям: развитию науки, искусства, промышленности, общественных отношений и пр. Конечно, можно искать особый лад русского народа, но невозможно возразить против очевидного отставания допетровской Руси от Европы наступающего века Просвещения. Резкое возвышение Запада где - в это уже были Оксфорд и Сорбонна - по существу вынудило остальные страны в том числе Россию - к ускоренному развитию.

Российские историографы соглашаются, что к концу XVII в. представление о том, что Россия отстает от Запада, распространилось весьма широко, становясь частью национального самосознания. С.М.Соловьев признает это, возможно, убедительнее других русских историков: Сознание экономической несостоятельности, ведшее необходимо к повороту в истории, было тесно соединено с сознанием нравственной несостоятельности. Русский народ не мог оставаться в китайском созерцании собственных совершенств, в китайской уверенности, что он выше всех народов на свете. Уже по самому географическому положению своей страны: океаны не отделяли его от западных европейских народов. Побуждаемый силою обстоятельств, он должен был сначала уходить с запада на восток: но как скоро успел усилиться, заложить государство, так должен был необходимо столкнуться с западными соседями, и столкновение это было очень поучительно... Стало очевидно, что насколько восточные соседи слабее России, настолько западные сильнее. Это убеждение, подрывая китайский взгляд на собственное превосходство, естественно и необходимо порождало в живом народе стремление сблизиться с теми народами, которые показали свое превосходство, позаимствовать от них то, в чем они являлись сильнее; сильнее западные народы оказывались своим знанием, искусством и потому надобно было у них выучиться.

Вопрос не был чисто теоретическим. Реальность была грубее и опаснее, ведь ничего нет мучительнее процесса рекультуризации. Еще грознее выглядел неудержимый западный экспансионизм. Партия противников России на западе именно в это время получает своих идеологов. Довольно широко обсуждался на Западе великий проект французского политика Сюлли (1636), который предполагал исключение России (наряду с Оттоманской империей) из европейской семьи наций. Британский журналист и политик говорит о России как о самой устрашающей по величине империи, распростершейся на поверхности Земли

Возможно, первым о готовящемся скоординированном наступлении Запада на Россию предупредил российский посол в Польше Тяпкин. Посол писал царю о дивных замыслах французской фракции: французский король хлопочет о мире поляков с турками, чтоб можно было французские и польские войска обратить против цесаря и Пруссии; победивши цесарцев и пруссаков, обратиться вместе со шведами на Московское государство. Победивши Москву, все католические государи пойдут на Турцию, не соединяясь с православными государями, чтоб народы греческого православия обратились к римской церкви. Тяпкин неоднократно говорил об опасности союза поляков со шведами, поддерживаемого из Западной Европы Францией.

Пытаясь предотвратить скоординированный поход Запада, Россия в 1656-1661 гг. вела войну против Швеции и одержала ряд побед на Неве и в Ливонии, захватила Дерпт, но потерпела поражение под Ригой. Испытывая в то же время давление с юга, из Крыма, Москва в конечном счете была вынуждена подтвердить условия Столбовского мира, по которому значительная часть северо-западных земель Руси продолжала оставаться под шведами.

В период регентства Софьи в России все более масштабно распространялись книги западных авторов, появились некоторые технические изобретения Запада. Впервые иностранец - шотландский католик Патрик Гордон - стал крупным военачальником в русской армии. В 1689 г. Софья предложила политическое убежище изгнанным из Франции гугенотам. Россия превратила Андрусовский мир с Польшей в фактический антитурецкий союз. У Запада и России впервые реально появилась общая тема - устоять перед напором османов и их крымских вассалов.

Князь В.В.Голицын, возглавивший в 1683 г. внешнюю политику России (как царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель) был знаком с западным миром и при этом шел сворее по стопам южного направления, ориентируясь скорее на католическую Европу. Фаворит Софьи князь Голицын любил читать западные книги, и знал иностранные языки. Его московский дом был всегда открыт для иностранцев. На стенах висели немецкие карты и сделанные на Западе термометры. А на потолке была изображена солнечная система. Голицын никогда не был в Западной Европе, но уже выказывал восхищение наукой и техникой этого региона. Его московская резиденция была местом встречи с образованными иностранцами. Здесь принимали даже далеко не всюду приемлемых иезуитов.

Голицын решал важную стратегическую задачу как избежать формирования западной коалиции, в авангарде которой были бы Польша и Швеция. Благоприятное для Москвы обстоятельство - давление турок на Вену ослабило антирусский аспект западной политики. Отсюда благоприятная возможность подписать мир с Польшей и прийти к созданию Священной Лиги, состоящей из России, Австрии, Польши и Венеции, договорившейся вести скоординированную борьбу против Стамбула. Россия впервые становится полноправным членом внутризападного союза, она впервые вступает в тесные союзные отношения с западными дежавами, становится частью западной дипломатической системы. Возникает впервые ясно и осмысленно поставленная задача: стать великой европейской державой.

Постепенно начинает меняться роль созданного в 1549 году Посольского приказа, первые полтора столетия занимавшегося выработкой отношений с такими партнерами как донские казаки или калмыкские племенные князья. Только в конце семнадцатого века Россия создает посольства на постоянной основе в столицах государств-соседей, Польши и Швеции.

Благотворным было отступление слабеющей Польши. Занятая борьбой с турками на Балканах, Польша в 1686 г. уступила России навсегда Киев взамен на обещание помощи в войне с Оттоманской империей. Запад же в это время превращяется в концерт нескольких могущественных государств, где после Вестфальского мира 1648 г. ни одна держава не доминировала абсолютно и где периодически создавались весьма недолговечные союзы, обещавшие своим участникам гарантию от коллапса и коллективное возвышение. Этот коллективный эгоизм создал благоприятную основу для включения России в очередной поворот битвы западных держав за могущество и самоутверждение. Им воспользовался позднее царь Петр.

 

 

(no subject)

Date: 2009-02-15 05:46 am (UTC)
From: (Anonymous)
изложена точка зрения западников.
суть событий искажена. изложение неглубоко и лживо.
направлено в конечном итоге против русских.
присоединение украины действительно было уродливым,
потому что присоединенные стали командовать русскими
и навязали им свои взгляды.
при петре все высшее духовенство было хохляцким.
сейчас тоже во власти много хохлов.
не исключаю, что новое воссоединение пройдет по старому
сценарию: Россию отдадут под правление хохлов.

(no subject)

Date: 2009-02-15 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] varjag-2007.livejournal.com
Слышу анонимный голос достойного ученика отдела по работе с блоггерами Госдепа :)

(no subject)

Date: 2009-02-15 07:18 am (UTC)
ext_477228: (Default)
From: [identity profile] salatau.livejournal.com
Слабо отражена роль проходимца Феофана Прокоповича, главы "ученой дружины" Петра. Казачок засланный, известный как Феофан Прокопович, сыграл огромную роль в вестернизации России и ее элиты, в том числе в ликвидации института патриаршества.

(no subject)

Date: 2009-02-15 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] kvshurov.livejournal.com
Ув. varjag_2007 Вы все продолжаете палкой тревожить осиное гнездо толерстности и демокрастности.

(no subject)

Date: 2009-02-15 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varjag-2007.livejournal.com
Понимаете, 300 лет не проходят эти споры, - чем должна была остаться Россия: изысканной, малопонятной уникальной культурой или превратиться в экспансионистское, современное, умеющее защитить себя и свои интересы государство. И каждый раз почему-то все стороны вдаются в крайности и из области доказуемоо переходят в чистые эмоции и мифотворчество. Надо отовсюду брать рациональное зерно и отделив значимое от второстепенного, наконец задуматься над концепциями БУДУЩЕГО.

(no subject)

Date: 2009-02-15 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] shelmenko.livejournal.com
Если такая дикая и несуразная окрошка печатается под эгидой минобразования РФ, то Россию ожидают нелегкие времена.

Profile

varjag_2007: (Default)
varjag_2007

June 2014

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags