![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
24 декабря 2013 г. Федеральное архивное агентство извещает, что выходом в свет 3-го тома документальной серии «Голод в СССР.
![]() |
Инициатором публикации по одной из самых трагических и дискуссионных страниц в истории СССР – голоде 1932–1933 гг. – стало руководство Федерального архивного агентства и Российского государственного архива экономики (В.П. Козлов, А.Н. Артизов, Е.А. Тюрина) в связи с выходом данной темы на уровень межгосударственных отношений России и Украины, России и международных организаций, а также большого интереса к ней общественности.
Например, на уровне ПАСЕ и бывшего политического руководства Украины проблема свелась к концепции «геноцида голодомором украинского народа»
Подобный подход противоречил фактам, поскольку научная общественность России и других стран благодаря поддержанным Росархивом международным проектам В.П. Данилова «Трагедия советской деревни: коллективизация и раскулачивание», «Советская деревня глазами ВЧК – ОГПУ – НКВД», а также публикациям Н.А. Ивницкого, И.Е. Зеленина, Р. Дэвиса, С. Уиткрофта и других на указанную тему знала реальную картину событий.
Однако в российской историографии, в отличие от украинской, не существовало специальных обобщающих работ по теме голода 1932 – 1933 гг., особенно на уровне документальных изданий.
Учитывая данный факт, а также актуальность темы, руководством Росархива и было принято решение об организации крупного проекта по ее документальному освещению.
С 2008 и по 2013 гг. редакционным советом и коллегией документальной серии реализовывалась задача языком достоверных фактов восстановить реальную картину великой трагедии народов бывшего СССР, память о которой должна не разделять, а объединять их, поскольку это была общая трагедия, а не геноцид какого-то отдельно взятого народа. Эта идея стала основой научной концепции проекта «Голод в СССР.
Благодаря большой организаторской работе руководства Росархива и РГАЭ она была реализована в рамках международного сотрудничества архивистов и историков России, Белоруссии и Казахстана. В ней участвовали и ученые из других стран (Стивен Уиткрофт – профессор Мельбурнского университета Австралии, Винсен Буле – научный сотрудник Французской научной библиотеки в Париже, Эрик Кулавиг – профессор Южного университета г. Оденсе Дании).
На протяжении пяти лет в основных центральных и региональных архивах России, Казахстана и Белоруссии выявлялись документы, раскрывающие механизм нарастания голода в СССР с начала
Участие в проекте данных архивов – большое его достижение, результат понимания их руководством научной и общественной значимости данного проекта Федерального архивного агентства.
Кроме того, в рамках работы над проектом, благодаря поддержке фонда содействия историческим исследованиям «Историческая память» (директор фонда А.Р. Дюков), французским историком Винсеном Буле были выявлены документы и материалы о реакции западных стран на голод в СССР в 1933 году в архивах Красного Креста и Лиги Наций в Женеве. В подавляющем большинстве своем это ранее неизвестные специалистам источники.
Собранная информация из указанных архивов аккумулировалась в РГАЭ, где под руководством директора архива Е.А. Тюрина, составители сборника М.М. Кудюкина, Н.Е. Глущенко, Т.В. Сорокина, совместно с ответственным редактором и составителем серии, доктором исторических наук, профессором В.В. Кондрашиным отбирали документы для публикации.
Особенностью серии стали другие, чем это было принято в историографии (особенно украинской), хронологические рамки. Как правило, данная тема рассматривалась с 1932 года, когда сталинское руководство применило в отношении Украины и других регионов СССР чрезвычайные меры в период хлебозаготовительной кампании, которые и привели к трагедии.
Между тем, такой подход сужал тему и сводил ее только к событиям 1932 года, что давало возможность, учитывая действительно репрессивный характер сталинской политики на Украине
В действительности события 1932 года были следствием политики власти, начатой гораздо ранее: в 1929 году, когда в связи с необходимостью поиска ресурсов в советской деревне для поддержания темпов форсированной индустриализации страны, стала осуществляться насильственная коллективизация на основе раскулачивания и принудительных хлебозаготовок. Именно она разрушала сельское хозяйство страны и спровоцировала массовый голод. Процесс этот начался не в 1932 году, а в 1929 году. В дальнейшем кризис лишь нарастал, достигнув своей кульминации в 1933 году.
Стремление составителей документальной серии проекта на достоверных источниках осветить этот процесс возникновения и нарастания продовольственного кризиса и предопределило ее структуру.
Первые две книги первого тома серии охарактеризовали начало трагедии, механизм нарастания продовольственного кризиса в СССР
Научная новизна третьего тома состоит в подробной документальной характеристике конкретных действий сталинского руководства по устранению причин, вызвавших голод
Научная новизна третьего тома – в наличии разделов о международной реакции на голод в СССР и демографических последствиях голода.
Помещенные в сборнике документы (западная пресса, дипломатическая переписка, документы Международного комитета Красного Креста и Лиги Наций) свидетельствует, что общественность западноевропейских стран, США и Канады, так же как и их правящие круги, имели исчерпывающее представление о масштабах голода
Особый раздел в третьем томе – это документы на тему жертв голода. Они сгруппированы в специальном разделе и в приложениях к тому. Их отбор и анализ осуществили члены редколлегии, признанные специалисты в области демографии сталинской эпохи В.Б. Жиромская и С. Уиткорфт. В результате в томах сборника опубликованы документы, позволяющие вести дискуссию о наиболее вероятном количестве жертв голода в СССР в 1933 году. Они доказывают сам его факт, характеризуют региональные особенности голода с точки зрения масштабов, остроты, потерь населения. На данный момент это самая полная публикация источников о состоянии системы учета населения в период кульминации голода в 1933 году.
Особенностью серии, в том числе третьего тома, является наличие обширного научно-справочного аппарата (тематического и именного комментариев, именного и географического указателей). В тематических комментариях представлена информация на тему сборника из не вошедших в основной состав архивных документов. Прежде всего, это документы региональных архивов. Таким образом, была решена задача использования по назначению подавляющего большинства выявленных в региональных архивах России документов по теме проекта.
Источник
(no subject)
Date: 2013-12-25 04:01 am (UTC)----------------------------
Каких-таких чрезмерных? Хлебозаготовки 1932-33 года на Украине составили 59% от предыдущего года и 89% от плана этого года.
http://burckina-faso.livejournal.com/547016.html
(no subject)
Date: 2013-12-25 04:03 am (UTC)В 2008-м году на конференции в Днепропетровске он мне неофициально говорил, что общеевропейский голод был в связи с сильной засухой в многих странах
(no subject)
Date: 2013-12-25 05:13 am (UTC)(no subject)
Date: 2013-12-25 07:38 am (UTC)ПыСы. Надеюсь, Критик ухватит третий том и мы дружно будем радоваться и петь ему осанну.
(no subject)
Date: 2013-12-25 08:19 am (UTC)Вопрос:
Date: 2013-12-25 09:28 am (UTC)(no subject)
Date: 2013-12-25 02:32 pm (UTC)К примеру, как можно говорить о сталинском режиме, если голод был не равномерным (в соседнем селе был менее катастрофичен, а в соседнем районе мог вообще не быть, или представлять собой только затруднения). И еще, хотя я может быть невнимателен, а где говорится о цели усиленных заготовок? Куда Сталин девал эти огромные цифры центнеров и пудов?
Ну и то, что в проекте участвуют иностранные историки .... увы, не есть плюс.
(no subject)
Date: 2013-12-25 11:48 pm (UTC)