varjag_2007: (Злой кот)
[personal profile] varjag_2007

12 сентября посреди Львова стояла железная клетка с людьми. Как объясняли любопытствующим инициаторы действа, это были «жлобы» - агрессивные и опасные «гопники», которых пришлось посадить в клетку для пущей безопасности. Это представление – часть презентации книги «Жлобология», прошедшая на 20-м «Форуме издателей во Львове». Автор книги – широко известный в нешироких кругах шоумен, музыкант и актёр Антин Мухарский, ведущий программы «Зелёная лампа» на канале Тві.

«Жлобология» содержит эссе 33-х украинских авторов (Андрухович, Винничук, Жадан и др.) о жлобстве – широко распространённом явлении в Украине. Жлобы – это не только «гопники» со спальных районов. Как объяснил Радио «Свобода» Мухарский, жлобство не имеет национальных границ – это животное начало в каждом из нас. Поэтому жлобом может быть и депутат, и бизнесмен, и обыватель. «Люди, попадающие под определение жлоба, составляют абсолютное большинство в Украине» - считает Мухарский. «Это то, что называется народной массой. Таких людей миллионы» - вторит ему Олег Покальчук.

Что ж, социальная критика – вещь необходимая. Собственно говоря, на то оно и искусство, чтобы вскрывать и анализировать общественные пороки и проблемы. Пожалуй, именно такую задачу и ставили перед собой отечественные «жлобологи». Но почему в итоге мы получили людей в клетке, выставленных напоказ, как экзотические животные? Если же приводить «человеческие» аналогии, подобным образом относились в прошлом к неграм. До середины 1930-х (!) во многих европейских зоопарках можно было увидеть клетки с африканцами, которых в те «просвещённые» времена не считали людьми в полном смысле этого слова. Как же получилось, что благое начинание кончилось сомнительным спектаклем?

Причин тому несколько. Та прослойка украинского общества, которую принято называть интеллигенцией (в особенности, её творческая часть), находится в затруднительном положении. Во-первых, она генетически отягощена наследием советского диссидентства. Диссиденты, осознавая невозможность повлиять на советский строй, находили смысл жизни в протесте как таковом. В итоге это привело к атрофии той части мышления, которая отвечает за практический результат. Добавьте сюда атмосферу страха, стукачества и внутренних свар – капля такого «коктейля» целый табун лошадей свалит.

Во-вторых, после распада СССР  интеллигенция попала в водоворот кризиса 90-х, когда лишь единицам удалось найти себе тёплое местечко, а остальные оказались не у дел. И, в-третьих, в независимой Украине интеллигенция находится в издевательском положении: её голос слышен в СМИ, на радио и ТВ, но с ней никто не считается. Народу это попросту не интересно, а политики готовы взять интеллигентов в свой обоз разве что на правах полковых… дам. Отсюда – извечная обида интеллигенции на государство, народ, эпоху и судьбу. Поэтому всё в жанре hate speech (т.е. «язык ненависти») у этой публики получается на «ура».

Какими бы ни были превратности истории, элементарное социальное отчуждение никто не отменял. Каждая общественная группа склонна считать себя исключительной, а к остальным относиться враждебно. Рабочие не любят «вшивых интеллигентов», интеллигенция – «пролетарское быдло», предприниматели презирают «бюджетных рабов», бюджетники – «барыг», городские – сельских, сельские – городских и далее по списку. Интеллигенция, как никто другой, предрасположена к снобизму. Более высокий образовательный уровень, творческая работа, специфический и узкий круг общения – всё это навевает мысли о собственной исключительности. А тут ещё мессианский дух, нашёптывающий, что «поэт в России – больше, чем поэт», что это просветитель, воспитатель тёмных масс и вообще «совесть нации». Как тут не начать считать себя высшим существом, на которого возложено «бремя белого человека»?

В крайней своей точке снобизм переходит в социальный расизм – взгляды, согласно которым те или иные социальные группы и слои являются неполноценными. Если послушать наших «жлобологов», то жлоб – почти инфернальное существо, тупое и злобное, самим своим существованием оскорбляющее зрение, слух и чувство прекрасного. Жлоб лузгает семечки и носит сандалии с носками, дерётся и слушает «блатняк» вперемежку с «попсой», ворует и, если преуспевает в этом, кичится достатком.

«Жлобство – это система мировоззрения и мировосприятия. Жлоб создаёт новый мир, где могут быть омерзительно смешаны все стили и разрушены все пропорции, начиная с архитектуры 30-этажных ларьков и заканчивая антикрылом на жигулях» - рассуждает иллюстратор «Жлобологии» художник Олекса Манн. «В Украине критическая масса населения является биомассой… Мы существуем в стране победившей биомассы» - не стесняется в выражениях Мухарский.

Раз жлобская биомасса настолько гадкая и вредоносная, значит, в борьбе с нею все средства хороши. Отсюда до человека в клетке – один шажок. И этот шажок, путаясь в рефлексиях, как пьяный в собственных ногах, «жлобологи» успешно сделали.

Пикантности ситуации придаёт и тот факт, что действо происходило на львовском «Форуме издателей», собирающем весьма просвещённую и интеллектуальную публику. В этом году Форум принял большую делегацию из Польши, представившую аж 20 отдельных проектов, гостей из Германии, Франции, Швеции, Австралии, Словакии, США и многих других стран. Более того, основной темой литературного фестиваля была тема прав и положения женщины в современном мире. Каким образом в мероприятие подобного масштаба и направленности «вписался» перформанс с людьми в клетке – «вопрос на миллион».

По всей видимости, украинская интеллигенция ещё не выработала принципиального неприятия дискриминации и унижения человеческого достоинства. Достаточно сказать, что это жлоб и гопник – и публика не будет возмущаться по поводу откровенно садистского спектакля. Приём не новый: мы уже знаем, как общество примиряли с травлей «вредителей», «жидов» и прочих неугодных элементов, которым приписывались все возможные и невозможные пороки и козни.

Рискнём предположить, что многим гопники в клетке даже понравились. Животная ненависть к трудно определяемым «жлобам» - это своеобразная месть обществу за отсутствие внимания к интеллигенции, за отказ смотреть в рот и ловить каждое слово. Обидевшись, интеллигенция замыкается в себе, отгораживаясь от общества логореей про звероподобных жлобов, рагулей, быдла и гопников. Общество же, хотя и состоит в значительной степени из людей не слишком культурных и не слишком высокоморальных, прекрасно чувствует подобное к себе отношение и оставляет интеллигенцию наедине с её комплексами и неврозами.

В итоге, отчуждение не повышает авторитета интеллигенции и не способствует просвещению масс, о котором так пекутся «жлобологи». И, если уж на то пошло, то первый шаг к примирению должна сделать именно интеллигенция, коль скоро считает себя ответственной за «тёмные массы». Но в случае со «Жлобологией» мы наблюдаем скорее обратное – попытку рассориться с этими самыми массами. И вряд ли сиюмитнутные соображения самопиара того стоят.

Максим Вихров

От редакции. Как часто самыми типичными жлобами как раз выглядят наши творческие интеллигенты. Особенно, когда делят имущество и цепляются за хлебные должности, подсиживая друг друга…
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

varjag_2007: (Default)
varjag_2007

June 2014

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags