varjag_2007: (Снайпер)
[personal profile] varjag_2007

18 июня: «Наша разведка 4 ба(тальо)на, которая была послана по маршруту за р. Случь, в течение двух дней вела бои с бульбовцами и вынуждена отойти, не выполнив задачи. При нашем подходе к дер(евне) Михалин началась стрельба, причем стреляют сволочи из окон, кустов и ржи»... 20 июня: «Командир разведгруппы 3(-го) стрелкового) б(атальона) по радио сообщил, что держал бой с националистами 40 м(инут), есть два бойца убитых, патроны на исходе. Националистов много. Пришлось вернуть разведку обратно. Ну, сволочи, вызов брошен — принимаем»... 23 июня: «Дорога та же, что и вчера, все села заражены националистами. Часто стреляют из-за угла, с кустов, со ржи и т. д. Наши редко отвечают. Только стреляем тогда, когда видим стреляющего. Есть интересные случаи, когда мой заместитель Андросов беседовал с девушками, подошли 7 бородатых мужиков, тоже слушали его, но потом, видя, что он один, выхватили из ржи винтовки и стали в него стрелять. Убили его лошадь и стали ловить, и, если бы не подоспели бойцы, его бы убили. Вечером разведка 21(-го) батальона поехала на разведку, была обстреляна»... 5 июля: «наши батальоны при занятии места стоянки натолкнулись на националистов-мельниковцев. Это уже третий оттенок националистов. Во время перестрелки убито 7 и ранено 3 националиста. Наши потери — один ранен(ый) из 2(-го) батальона».

В некоторых случаях партизаны — имея главной задачей диверсии на коммуникациях гитлеровцев и не желая тратить время на столкновения с националистическими бандами — вступали с ними в переговоры и с позиции силы принуждали не оказывать сопротивления. А в некоторых случаях националисты — познавшие силу ковпаковцев — вынуждены были даже оказывать партизанам помощь.

К примеру, Сидор Ковпак описывает в дневнике проезд соединения 26 июня 1943-го через село Здвиждже, в котором находилось «до 300 националистов». Националистам было отправлено послание, содержание которого приводит Ковпак: «Бандерівці, бульбівці! Чи дідько вас розбере, хто ви такі. Радянські партизани йдуть туди, куди їм треба і посправжньому воюють проти ворога українського народу — німця. А ви плутаєтеся під ногами, заважаєте нам. Оголошуєте себе захисниками народу. Де ж Ви були захисники, коли німці спалили Берест, Овець і другі села і постріляли сотні мирного українського населення. На боротьбу з німцем у вас не хватає хисту, а от із-за корчів стріляти по нас, нападати на нашу розвідку — на це Ви спроможні. Останній раз попереджаємо — станете на дорозі, зметемо з лиця землі разом з Вашими іржавими крісами. Ваші отамани, керовані гестапо, нацьковують Вас. Населення кляне Вас за братовбивчу різню. I ще раз попереджаємо — ще один постріл з вашого боку — зметемо (вас) з лиця землі. Хочете умовитись, присилайте парламентарів з уповноваженнями. Гарантуємо їм безпеку. Замість того, щоб нам заважати, покажіть нам німця та його прислужників; ми допоможемо його розгромить. Командування радянських партизанів».

В итоге националисты убрали свои заставы, и партизаны продолжили свой путь по запланированному маршруту.

А вот запись из дневника комиссара Руднева от 30 июня 1943-го: «На дневку остановились в районе леса Любомирка Дубичанского района Ровенской области. Лес замечательный, но при входе в этот лес встретились с таборами местного населения и местной самообороны, т(ак) н(азываемых) бандеровцев, часть их обезоружили, а другой части предложили, чтобы не стреляли, иначе будем уничтожать всех. А в 12 км стоят лагерем человек 400 бандеровцев. Мы решили поговорить с ними, но при условии ни в какие политические переговоры не вступать, а только одно, что они против нас не выступают, наши разведгруппы и диверсионные группы пропускают, а если только тронут, будем бить всех, кто попадется с оружием; они просили их тоже не трогать. Надоела эта комедия с этой сволочью. Собрался всякий националистический сброд, разбить их нет никакого труда, но это будет на руку немцам и противопоставим против себя западных украинцев. Среди них только верхушка идейно сильна, а основная масса — это слепое оружие в руках националистических прохвостов. При первом ударе все это разлетится, и ничего не останется от независимой Украины».

Карпатский рейд Ковпака и обстоятельства «общения» с националистическими формированиями позволяют составить представление, что это была за «армия» — УПА. Ныне, не секрет, много тех, кто пытается выдать УПА за некое серьезное воинское формирование, именует чистой воды клоуна (по меркам, например, Сидора Ковпака, Семена Руднева, Петра Вершигоры) Романа Шухевича «генералом» и «головнокомандуючим». Факт есть факт: полторы тысячи ковпаковцев без особого труда гоняли этих «борців за волю України», что называется, в хвост и в гриву.

Все, на что были способны эти «вояки», так это на выстрелы в спину из-за угла. При этом всякий жесткий ответ приводил либо к разгрому, либо к пленению той или иной националистической банды. Командир ковпаковской разведки Петр Вершигора справедливо сравнивает их с шакалами: «Как шакалы по следам крупного зверя, так и эта мразь ходила по кровавым тропам немецкого фашизма и делала свое шакалье дело. И, подобно шакалам, бежала при первом чувствительном ударе палкой по хребту. А затем снова нападала из-за угла».

А часто достаточно было и словесных угроз в их адрес, чтобы они разбегались по лесам и схронам и не мешали партизанам соединения Ковпака бить главного на тот момент врага — гитлеровцев.

В ходе рейда ковпаковцами были получены многочисленные свидетельства сотрудничества националистических банд с немецким командованием.

Например, Руднев 2 июля 1943-го записал: «В наши руки попал ряд ценных националистических документов, которые показывают полное слияние немецких фашистов с украинскими националистами. Есть письмо Мельника, одного из националистических руководителей, к германским властям (с просьбой) о помощи им оружием, для борьбы с Московией. Есть документ — обращение украинских националистов к польскому населению, которое они убивают и режут, по поводу разрыва дипломатических отношений СССР с правительством Сикорского и что виновниками уничтожения 12 т(ыс.) офицеров под Смоленском являются большевики. И еще ряд документов. Нет никакого сомнения, что верхушка националистов обманывала рядовую массу в том, что они ведут борьбу против немцев, а на самом деле они ведут вместе с немцами и при их поддержке борьбу против советской власти».

Петр Вершигора в книге «Люди с чистой совестью» будет писать о структуре одной из националистических банд «человек в пятьдесят — шестьдесят, из которых половина тоже была «уволена» из полиции, а другая половина набрана из уголовников, — банды, объявившей борьбу за «самостийну Украину», якобы против немцев, а на самом деле начавшей резню польского населения». «В те же дни из Ровно, Луцка, Владимир-Волынска, Дубно и других центров Западной Украины по сигналу своего руководства ушли многие националисты, дотоле верой и правдой служившие немцам в гестапо, полиции, жандармерии. Ушли в леса, на весь мир разгласив свое желание бить немцев. Немцев они били на словах и в декларациях, в листовках, на одной из них оказалась даже виза немецкой типографии в Луцке», — отмечает Вершигора.

Вершигора, которому по должности (начальник разведки соединения) приходилось скрупулезно разбираться в характере националистических банд, особо отметил склонность к коллаборационизму с гитлеровцами у выходцев из Галичины: «Данные указывали на прямую связь националистов с немцами, с гестапо, с жандармерией. Особенно там, где верховодили галичане, сразу появлялась связь с немцами, иногда очень скрытная, тщательно законспирированная, а иногда и открытая».

Представляют интерес записи в дневнике Ковпака за 3—5 июля 1943-го, в которых — на основании показаний пленных мельниковцев — раскрывается подоплека «обиды» украинских националистов на немцев и причины, почему бывшие полицаи массово повалили в леса.

«Ответы пленных мельниковцев. Как образовалась банда мельниковцев? С приходом немцев все кулачье вступило в украинскую полицию, потому что можно было грабить евреев. Награбленное у евреев барахло было продано и пропито. Время идет, евреи перебиты, жрать, пить надо, но за что? Немцы посадили полицию на паек — 500 гр(аммов) хлеба, прижали, стали бить. Полиции это не понравилось. Она бежит в лес, организуется в банды (рой, чета, сотня, курень, полк) — и нападают на невооруженных поляков. Жгут села, убивают и режут народ, забирают хлеб, мясо, сало и все имеющиеся продукты и тикают в курень (в лес). Нажрутся и спят. Ходят панами, чего еще?» — отметил Ковпак.

Такова была мотивация «борців за вільну Україну».

Этническая чистка с признаками геноцида

Наконец, следует сказать и о том, что Карпатский рейд соединения Ковпака пришелся как раз на время, когда банды украинских националистов осуществляли геноцид польского населения. Ковпаковцы стали свидетелями этнических чисток, проводившихся этими «визволителями України».

Как будет вспоминать Петр Вершигора, поначалу партизаны соединения восприняли происходившее в польских селах за действия немецких карателей. Но когда стали уточнять детали, то оказалось, что украинские националисты значительно превзошли в своем зверстве даже эсэсовцев. Вершигора — немало повидавший за годы войны — и тот будет шокирован: «Сегодня ночью в одну из небольших польских деревушек, лесной хуторок в тридцать хат, ворвалась группа в полсотни вооруженных людей. Неизвестные окружили село, выставили посты, а затем стали подряд ходить из хаты в хату и уничтожать жителей. Не расстрел, не казнь, а зверское уничтожение. Не выстрелами, а дубовыми кольями по голове, топорами. Всех мужчин, стариков, женщин, детей. Затем, видимо опьянев от крови и бессмысленного убийства, стали пытать свои жертвы. Резали, кололи, душили. Имея порядочный стаж войны и зная хорошо стиль немецких карателей, я все же не верил до конца рассказу разведчиков. Такого я еще не встречал».

Вершигора лично отправился на место событий. И вот что там обнаружил: «В первой избе, в которую мы вошли, лежало семь трупов. Входная дверь была открыта. В сенях, перегнувшись гибким девичьим станом через высокий порог, лежала лицом кверху девушка лет пятнадцати в одной ночной сорочке. Туловище было в горнице, а голова свисала на пол сеней. Солнечный луч позолотил распустившиеся светло-каштановые волосы, а голубые глаза были открыты и смотрели на улицу, на мир, над которым веселилось яркое солнце. Из раскрытых губ по щеке стекала, уже затвердевшая на утреннем заморозке, струйка крови. В хате вповалку лежали взрослые и дети. У некоторых были раздроблены черепа, и лиц нельзя было рассмотреть, у других перерезаны шеи. На печи — совершенно черная и без следов крови древняя старуха со следами веревки на шее. Веревка, обмотанная вокруг качалки, валялась тут же. Когда я поспешно уходил из дома, представлявшего семейный гроб, увидел на щеколде наружной двери пучок длинных волос. Они запутались в ручке и трепетали под дуновением предвесеннего ветра навстречу солнцу.

В других домах повторялась та же картина».

Бойцы соединения Ковпака нередко становились спасителями для польского населения тех районов, где партизаны вели свои действия.

Учитывая свидетельства очевидцев (в данном случае партизан соединения Ковпака), представляется вполне адекватным последнее заявление сената Польши, в котором события 1943 года названы «этнической чисткой с признаками геноцида».

P. S. В заключение еще раз вернемся к вопросу о необходимости чествования подвига героев-ковпаковцев на государственном уровне. Время еще есть. В частности, соответствующие мероприятия могли бы быть приурочены к дате окончания рейда. Карпатский рейд завершился 1 октября 1943-го сбором партизан соединения около хутора Конотоп на Житомирщине. Ряд исследователей склонны относить окончание рейда к 21-му октября 1943-го — когда Сидор Ковпак подписал официальный отчет о рейде для УШПД.

К слову, специально для партии власти, воодушевляющейся на борьбу с фашизмом только в контексте курса «в Европу», — ковпаковцы били фашистов и непосредственно на европейской территории. Так, соединение Ковпака, преобразованное в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию, в 1944 г. (уже под командованием Петра Петровича Вершигоры) совершило героические Польский и Неманский рейды по тылам противника.

Будем надеяться, что власть все-таки вернется к вопросу об организации торжеств по случаю славного 70-летнего юбилея Карпатского рейда — проведя реальное антифашистское мероприятие на государственном уровне.
Источник


(no subject)

Date: 2013-06-28 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] observer69.livejournal.com
Проклятый Ковпак не дал насладиться баварским!

(no subject)

Date: 2013-06-28 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nesvidomij.livejournal.com
че, в магазинах пива мало? есть и саксонское, и чешское и рижское. пей хоть залейся, лишь бы организм выдержал))) А то, что ПР не поддержало сей законопроект, что удивляться? оно им надо?

(no subject)

Date: 2013-06-29 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] observer69.livejournal.com
Ковпак заставил сидеть без пива 70 лет!

Кстати, а где Вы видели пиво в магазинах, если не секрет?

(no subject)

Date: 2013-06-30 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] nesvidomij.livejournal.com
да прямо. Пиво было и после войны. В любом продуктовом, если это пиво. Хотя написано на этикетках - пиво)))

(no subject)

Date: 2013-07-01 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] observer69.livejournal.com
Сегодня пива в магазинах не вижу. А в советское время его не хватало.

(no subject)

Date: 2013-07-03 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] nesvidomij.livejournal.com
странно. у нас в советское время с ним точно проблем не было. во всяком случае,в то время, которое я помню)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] iskander_2rog сослался на вашу запись в записи «Украина отказалась чествовать своих освободителей: 70 лет Карпатскому рейду Ковпака» в контексте: [...] л взят у в Украина отказалась чествовать своих освободителей: 70 лет Карпатскому рейду Ковпака [...]

Profile

varjag_2007: (Default)
varjag_2007

June 2014

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags