Иллюзии о прошлом
Aug. 17th, 2010 11:46 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
"Булгаков заздрить українцям, бо його міщанський Кієв та вся ідилічна Малоросія, населена добродушними аборигенами-хохлами, вмить перетворилася на агресивного та спраглого перемог вовка, який штиком та гарматною канонадою пробиває собі шлях у світову історію.
Всі ці "кієвлянє", виразником яких є Булгаков, настільки ненавиділи українську націю, що абсолютно фаталістично підставили голови під більшовицьку сокиру. Смерть від більшовиків була для них незрівнянно солодшою, аніж перспектива існування української держави".
ПЕРЕВОД:
"Булгаков завидует украинцам, потому что его мещанский Киев и вся идиллическая Малороссия, населенная добродушными аборигенами-хохлами, мгновенно превратилась в агрессивного и жаждущего побед волка, который штыком и пушечной канонадой пробивает себе путь в мировую историю. Все эти "киевляне", выразителем которых является Булгаков, настолько ненавидели украинскую нацию, что абсолютно фаталистски подставили головы под большевистский топор. Смерть от большевиков была для них несравненно более сладкой, чем перспектива существования украинского государства".
Реалии:
"Слухи при Петлюре приобрели характер стихийного, почти космического явления, похожего на моровое поветрие. Это был повальный гипноз. Слухи эти потеряли свое прямое назначение -- сообщать вымышленные факты. Слухи приобрели новую сущность, как бы иную субстанцию. Они превратились в средство самоуспокоения, в сильнейшее наркотическое лекарство. Люди обретали надежду на будущее только в слухах. Даже внешне киевляне стали похожи на морфинистов.
При каждом новом слухе у них загорались до тех пор мутные глаза, исчезала обычная вялость, речь из косноязычной превращалась в оживленную и даже остроумную.
Были слухи мимолетные и слухи долго действующие. Они держали людей в обманчивом возбуждении по два-три дня.
Даже самые матерые скептики верили всему, вплоть до того, что Украина будет объявлена одним из департаментов Франции и для торжественного провозглашения этого государственного акта в Киев едет сам президент Пуанкаре или что киноактриса Вера Холодная собрала свою армию и, как Жанна д'Арк, вошла на белом коне во главе своего бесшабашного войска в город Прилуки, где и объявила себя украинской императрицей.
Когда бой начался под самым Киевом, у Броваров и Дарницы, и всем стало ясно, что дело Петлюры пропало, в городе был объявлен приказ петлюровского коменданта.
В приказе этом было сказано, что в ночь на завтра командованием
петлюровской армии будут пущены против большевиков смертоносные фиолетовые лучи, предоставленные Петлюре французскими военными властями при посредстве "друга свободной Украины" французского консула Энно. В связи с пуском фиолетовых лучей населению города предписывалось во избежание лишних жертв в ночь на завтра спуститься в подвалы и не выходить до утра.
В ночь "фиолетового луча" в городе было мертвенно тихо. Даже артиллерийский огонь замолк, и единственное, что было слышно,--это отдаленный грохот колес. По этому характерному звуку опытные киевские жители поняли, что из города в неизвестном направлении поспешно удаляются армейские обозы.