varjag_2007: (Default)
varjag_2007 ([personal profile] varjag_2007) wrote2012-01-21 02:58 am

Размышления украинского интеллектуала о патриотизме


"Интеллектуалы редко задаются вопросом – а какова основная функция патриотизма, и чем определяется его широкая востребованность? Из-за чего ценит Родину простой обыватель, обделенный высокими духовными запросами и не испытывающий сентиментального влечения к березкам или калиновым кустам?

Прежде всего патриотизм – это симулякр успешности. Он помогает заслонить невзрачное "я" триумфальным "мы". Он дарит воображаемую связь с абсолютно чужими людьми – яркими, талантливыми, прославленными и зачастую давно умершими. Он позволяет почувствовать сопричастность к достижениям, к которым ты совершенно непричастен. Грузчик с тремя классами образования кичится искусственными спутниками и космическими кораблями.

Сопливый тинейджер, нацепивший георгиевскую ленточку, гордится "нашей победой". Бедняк размахивает внушительными цифрами национального богатства.

Слабый может ассоциировать себя с легендарными героями, бездарный – со знаменитыми литераторами, актерами и певцами.

Так возникает пленительная иллюзия успеха, порождающая массовую привязанность к Родине.
...
Неуважение к Отечеству влияет на личную самооценку миллионов граждан. Без патриотизма окружающий мир превращается в суровое зеркало, демонстрирующее каждому, чего он стоит.

Вместе с чтимой Родиной исчезает мнимая причастность к чужим талантам и победам. Человек остается наедине со своими истинными способностями и реальными достижениями. Ноль ощущает себя нолем, лузер отчетливо сознает, что он лузер, бездарю нечем прикрыть свою бездарность, нищему нечем скрасить собственную нищету.

...

Неисправимые идеалисты мечтали о человеческом братстве и пытались заменить патриотизм космополитизмом...

Космополитизм – это роскошь, доступная лишь немногим людям. Одаренным, самодостаточным, уверенно идущим к успеху и не нуждающимся в дополнительном психологическим стимуляторе. А гражданину, не обремененному особыми талантами, без патриотизма тяжко.

Потеряв Родину, Альберт Эйнштейн остается гениальным ученым, а серый обыватель превращается в ничто.

Народные массы отказываются считать своим Отечеством все человечество, поскольку успех неразрывно связан с чувством превосходства над кем-то. Симулякр успешности, именуемый патриотизмом, основан на противопоставлении себя менее успешным людям".

Без комментариев подаю отсюда

[identity profile] xianyoung.livejournal.com 2012-01-21 03:07 am (UTC)(link)
Написал великий украинский мыслитель Мыхайло Дубыянськый! )))

[identity profile] karpion.livejournal.com 2012-01-21 04:48 am (UTC)(link)
Так возникает пленительная иллюзия успеха, порождающая массовую привязанность к Родине.
Вообще-то, зачастую это не иллюзия, а вполне реальный успех. Например, как в Японии.

А вот отказ от патриотизма практически всегда означает развал или хотя бы деградацию страны.

Без патриотизма окружающий мир превращается в суровое зеркало, демонстрирующее каждому, чего он стоит.
Это неправда. Ибо стоимость человека определяется не только его личными качествами, а ещё и включённостью в социальные структуры. Грубо говоря, солдаты в строю - это не арифметическая сумма солдат. Смотрим на высказывание Наполеона о сравнительной силе мамлюков и французских солдат.

[identity profile] idioluh.livejournal.com 2012-01-21 07:02 am (UTC)(link)
если патриотизм заменить на национализм все становится на свои места

[identity profile] conservator-85.livejournal.com 2012-01-21 07:25 am (UTC)(link)
это две разновидности одной болезни. и патриотизм, и национализм во всех своих проявлениях (включительно с поддержкой "национальных сборных" на чемпионатах) одинаково омерзительны.

[identity profile] calcin.livejournal.com 2012-01-21 07:38 am (UTC)(link)
Вы, наверно, очень ненавидите США?

[identity profile] conservator-85.livejournal.com 2012-01-21 08:09 am (UTC)(link)
Я не терплю их в той же мере, в какой и все остальные гос-ва как таковые.

[identity profile] quaxter.livejournal.com 2012-01-21 08:03 am (UTC)(link)
поздний Шульгин признавался, что серьезно пересмотрел свое отношеие к патриотизму именно ввиду легко преодолеваемой границы между патриотизмом и национализмом. последний, по его глубокому убеждению - явление уродливое.

автор цитируемого хозяйкой ЖЖ-блога текста, похоже, сознательно водит читателя за нос "заплутав" в этих двух соснах.

именно професииональный патриотизм - последнее прибежище негодяев. но Дубинянский делает вид, что словосочетание "професииональный патриотизм" ему незнакомо.
Edited 2012-01-21 08:03 (UTC)

[identity profile] varjag-2007.livejournal.com 2012-01-21 12:01 pm (UTC)(link)
Угу. У нас эту цитату, как и цитату про "религию - опиум для народа" - искажают. Кто в силу неведения, а кто - и сознательно.

[identity profile] conservator-85.livejournal.com 2012-01-21 07:26 am (UTC)(link)
вполне правильные слова у автора.

[identity profile] essauty.livejournal.com 2012-01-22 11:15 am (UTC)(link)
никак не могу огласиться. Стоит просто долго побывать вдали от родных мест и вернуться. Вот тут все станет понятным и без лишнего словоблудия как у Дубинянского

[identity profile] conservator-85.livejournal.com 2012-01-22 01:25 pm (UTC)(link)
все зависит от того, к чему человек привязывается больше - к земле или Земле. я больше как-то к людям. ну и к Земле (т.е. планете).

[identity profile] zavsn.livejournal.com 2012-01-22 11:30 am (UTC)(link)
Да, грамотная манипуляция, неплохо автор умеет передёргивать.

[identity profile] quaxter.livejournal.com 2012-01-21 07:57 am (UTC)(link)
непонятно, как это в такой простыне не нашлось места словам достойного публициста, памфлетиста и лексикографа Сэмюэла Джонсона, произнесенным в узком кругу за застольной дружеской беседой благовещенским вечером 1775 года. я о "последнем прибежище", если кто не понял. к счастью, Босуэлл, секретарь и биограф д-ра Джонсона, не оставил места для кривотолкования по этому поводу, в деталях обнародовав обстоятельства и контекст этого дискурса в своем жизнеописании д-ра Джонсона.

именно о таком постыдном и показном наружном патриотизме я держусь самого нелестного мнения.
что же касается до настоящего, непоказного искреннего патриотизма (того, о котром д-р Джонсон в совем словаре пишет "love or zeal to smb's country"), то этого достойного во всех смыслах чувства любви, ревности и рвения (а в славянском употреблении - подвига) не обгадят никакие дубинянские вместе со сворой их сетевых подвывал.

[identity profile] a-pravdin.livejournal.com 2012-01-21 09:02 am (UTC)(link)
Конечно, можно сказать, что этот Дубнянський - мерзавец и проч.
Однако, можно посмотреть на его статью и по-другому.
На мой взгляд, статья написана хорошим языком, всё в ней понятно. Гладко излагаются аргументы. И она может послужить прекрасным материалом для разбора на "советских семинарах". Участникам обсуждения
стоит поискать подвохи, потайные бомбочки, заложенные в текст... Интересное интеллектуальное занятие! С врагом надо бороться интеллектуальным оружием.

Размышления украинского интеллектуала о патриотизме

[identity profile] pingback-bot.livejournal.com 2012-01-21 09:53 am (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] darkhon referenced to your post from Размышления украинского интеллектуала о патриотизме saying: [...] Оригинал взят у в Размышления украинского интеллектуала о патриотизме [...]

[identity profile] tertiaroma.livejournal.com 2012-01-21 11:27 am (UTC)(link)
Критики патриотизма вполне могут договориться до критики любви к своей семье, друзьям, городу и т.п. Слишком уж просто отнести патриотизм к демагогии, компенсирующей лишь собственный неуспех.

Зато бичевание патриотизма со стороны некоторых украинских интеллектуалов, в числе которых могут быть познавшие "природу вещей" националисты, вполне понятна: не имея в ментальном загашнике дееспособное и внятное государство, легче всего наброситься на патриотизм как таковой. Героическое прошлое ничего не стоит, если настоящее беспомощно.

[identity profile] varjag-2007.livejournal.com 2012-01-21 12:03 pm (UTC)(link)
+500

[identity profile] jidomason26.livejournal.com 2012-01-21 11:37 am (UTC)(link)
Мне понравилась эта статья. Даже не важно, что автор строит рассуждение на противопоставлении с несуществующим уже СССР, и вводит крайне сомнительные аргументы, как доказанные и очевидные. Написано простым доходчивым языком, суть патриотизма раскрыта правильно. Отсутствует конструктивный вывод - так это не вина автора. Сама идея украинства тупикова. Не имеет она в современном мире перспектив, кроме как для Кравчуков-Кучм в сговоре с Коломойскими-Ахметовыми. Действительно, незалежная Украина послужила качественным стимулятором патриотизма исключительно нашим западенским "братьям". Не имея вообще ничего, они получили государственность на блюдечке. Что с ним делать - никто не знает. Какой-то совершенно идиотский фетиш.

[identity profile] varjag-2007.livejournal.com 2012-01-21 12:06 pm (UTC)(link)
Они просто подменили понятия. Вместо патриотизма как любви к своей родине подставили, как в сказке про Ивасика-Телесика ведьма подменила мать, на любовь к государству. А государство - это аппарат насилия над людьми. Аппарат насилия всяких Ахметовых-Лозинских

[identity profile] ne0on.livejournal.com 2012-01-21 01:12 pm (UTC)(link)
Формула манипуляции проста:
противоположность патриотизма - ЛИБЕРАЛИЗМ.
В переводе - "все говно, Дартаньян рулит" или еще ближе к сегодню "Немцов-Новальное форева!"
А блуждания между "патриотизм" и "национализм" - вааще бойан.

[identity profile] idealist-t.livejournal.com 2012-01-21 03:14 pm (UTC)(link)
Слабовато изложено.
Вот, например, "Слабый может ассоциировать себя с легендарными героями, бездарный – со знаменитыми литераторами, актерами и певцами".
Возьмём отца, который любит и гордится своими сыновьями, для успеха которых он ничего конкретного не делал. По логике этого интеллектуала надо отбросить эту воображаемую связь и перестать испытывать отцовские чувства.
Я уже не говорю, что это самое "мы" отличает всех высокоорганизованных существ и, следовательно, наличие этого "мы" есть реальная воодушевляющая и организающая сила, а не воображаемая связь.
А Эйнштейн и прочие гении кроме всего прочего являются ненормальными: обычно психически, часто физически или в бытовом плане. Это плата за гениальность. Им это прощают, хотя и не всегда. Но если представить себе всех такими - то это настоящий содом будет. Так что ссылка на гениальных учёных выглядит вовсе не так убедительно.
И вообще, да здравствует "серый обыватель", ибо на нём всё держится.

[identity profile] varjag-2007.livejournal.com 2012-01-21 04:22 pm (UTC)(link)
Ловушка для интеллектуала

[identity profile] dmitry-por.livejournal.com 2012-01-22 08:00 am (UTC)(link)
Давно сформировалась значительная прослойка людей, не критично воспринимающих Советский Союз в качестве реализации своих не прогрессивных, реакционных, правых взглядов, ошибочно относя себя к левому движению.
Однако, отличить советского патриота от коммуниста довольно просто. Достаточно спросить, что для него дороже, коммунизм или родина. Советский патриот ответит, что ему дороже родина. И дело не столько в патриотических чувствах, сколько в непонимании того, что такое коммунизм. Для советского патриота коммунизм лишь окраска его животных приспособленческих интуиций, тогда как для коммуниста, родиной является общемировая коммунистическая формация, ради которой, рано или поздно, неизбежно придётся жертвовать носителями патриотических иллюзий. http://tsarjov.livejournal.com/2486.html

[identity profile] dmitry-por.livejournal.com 2012-01-22 08:07 am (UTC)(link)
На понятии «родина» остановимся более подробно, поскольку с этим вопросом все предельно запутано. Во-первых, понятие «родина» - это не научный термин, а идеологема, то есть термин с размытым значением и эмоциональной окраской. Каждый под этим понятием понимает что-то свое. Кто-то «берёзки да рябины», кто-то «армию и флот», а кто-то вообще что-то другое. Однако, раз понятие есть, значит кто-то и для чего-то его придумал. Так вот исторически это понятие возникло вместе с формированием национальных рынков и национальных государств, что было определенным этапом развития капитализма. Если при феодальном строе люди идентифицировали себя по признаку служения господину (подданный такого-то), то в процессе формирование национальных рынков и государств правящий класс разделил людей на «нации». А территорию проживания людей одной «нации» назвал «родиной» или «отечеством».

И хотя никаких объективных противоречий или интересов у «наций» нет (они есть у классов одной нации), но противоречий между капиталистами разных наций в силу конкуренции – навалом. А разрешают такие противоречия капиталисты, как правило, силой оружия. При этом, в силу своей малочисленности, дерутся друг с другом не самостоятельно, а руками своих трудящихся масс. И чтоб задурить этим массам голову, чтоб убедить их, что они проливают кровь, не охраняя прибыль капиталиста, а, якобы, и за свои интересы, буржуазия внедрила в массовое сознание идеи о необходимости «защиты Отечества». То есть исторически «родина» или «отечество» - это то место, где находится собственность правящего класса; а их охрана – это охрана как раз этих капиталов. Поскольку у пролетарских масс капиталов нет, и они лишь продают свою рабочую силу, постольку Маркс в «Коммунистическом манифесте» написал, что у пролетариев нет отечества.

В результате Октябрьской революции, пролетариат взял в свои руки политическую власть и средства производства. То есть у пролетариата появилось то, что нужно защищать, - социалистическое отечество, родина.
После буржуазной контрреволюции 1991 года рабочий класс снова лишился родины, лишившись собственности на средства производства. То есть сейчас у пролетариев снова отечества нет.